«Тайрмакс» — грузовые шины и диски

Как самоизоляция обрушила российский автомобильный рынок

Как самоизоляция обрушила российский автомобильный рынок

Остановка по требованиям безопасности

Текущий год уже вошел в историю автомобильного рынка России благодаря «черному апрелю», когда объем продаж новых легковых автомобилей упал почти в четыре раза. И хотя ближе к концу лета ситуация начала стабилизироваться, остается открытым вопрос, окажется ли 2020 год для отрасли катастрофическим или просто плохим.

История болезни

Формально отечественному авторынку нездоровилось еще до начала пандемии: спад начался уже в прошлом году. Объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2019 году снизился по сравнению с 2018-м, но незначительно: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая получает сведения от производителей и импортеров, продажи составили 1 759 532 машины — на 2,3% меньше, чем в 2018-м.

Агентство «Автостат», которое собирает данные о регистрациях новых автомобилей и считает легкие коммерческие отдельно, сообщило о сокращении продаж в 2019 году на 2,5%, до 1 593 050 шт.

Падение уже в том же году стоило нам потерь: совместное предприятие Ford Sollers прекратило производство и продажи легковых автомобилей и сосредоточилось на легких коммерческих, где позиции марки Ford гораздо более стабильны. Правда, спад не остановил других игроков: в декабре в Россию вернулся Opel, которого в 2017 году купила французская группа PSA.

Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ, подводя итоги 2019 года в январе 2020-го, сказал: «В наступившем году мы ожидаем похожей по сложности ситуации на рынке. Прогноз на 2020 год — 1,72 млн единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019 году».

Он ошибся. По данным АЕБ, за восемь месяцев 2020 года в России продано 880 198 легковых и легких коммерческих автомобилей, это почти на 17% меньше, чем за тот же период прошлого года (1 058 602).

Компания Russian Automotive Market Research считает, что с января по август текущего года на российском рынке реализовано 880,36 тыс. новых легковых автомобилей, что на 12,2% меньше аналогичного периода 2019-го, и 64,47 тыс. легких коммерческих автомобилей. Таким образом, общая сумма — 944,83 тыс., на 12% меньше, чем за тот же период 2019 года.

Несмотря на различие методик и результатов в абсолютных числах, можно сделать вывод, что спад продаж автомобилей в России хотя и серьезный, но не такой масштабный, как в целом в мире: в глобальном масштабе продажи снизились на 22%.

Что же происходит на нашем рынке? Причины известны.

Нерабочие недели

Главная причина снижения продаж автомобилей — ограничения, введенные в связи с пандемией коронавируса. Объявленные президентом нерабочие дни по всей стране продолжались с 28 марта по 11 мая, а в Москве ограничения были сняты только 8 июня. Работа автосалонов была разрешена с 1 июня. Ограничения по образцу столичных были введены практически во всех регионах, и автомобили просто запретили продавать физически. В некоторых регионах удалось добиться смягчения режима, в этом помогло отраслевое объединение: ассоциация «Российские автомобильные дилеры» добилась поддержки Минпромторга и обращалась к региональным руководителям с просьбами о разрешении дилерам работать. Однако это касалось прежде всего продажи запчастей и работы автосервисов, а продажи автомобилей были разрешены лишь в нескольких регионах.

Вынуждены были приостановить работу и российские автозаводы, так что поставки автомобилей в дилерские сети тоже уменьшились. Производство останавливали не только из-за противовирусных ограничений в России, но и из-за недостатка комплектующих, которые поставляются из-за рубежа — предприятия в других странах прекращали работу.

В итоге в апреле продажи сократились почти в четыре раза по сравнению с 2019 годом — на 72,4%, в мае — более чем в два раза, на 51,8%. Последствия ограничений сказались и в июне: в этом месяце продажи были ниже, чем в прошлом году, на 14,6%.

Неизбежным результатом такого жестокого испытания для отрасли стало сокращение числа официальных дилеров. В январе 2020 года их, по данным «Автостата», насчитывалось 3370, а через полгода осталось 3152 — на 218 меньше. Ранее дилеры также закрывались или теряли контракты с производителями и импортерами — так, в начале 2019 года их было 3450, на 80 больше, чем в конце года. Однако нынешнее сокращение в своем роде рекорд: Россия в этом плане откатилась на уровень 2010 года, когда в стране было 3193 официальных дилера.

Это отчасти связано с уходом из России некоторых брендов, например узбекского Ravon и китайского Hawtai. Но расторжение дилерского контракта не всегда означает закрытие автоцентров — некоторые из них находят новых партнеров. За эти полгода было расторгнуто 362 контракта, но заключено 144 новых. Место Ravon, возможно, займет Chevrolet.

Сопутствующие заболевания

В 2020 году, по статистике АЕБ, лишь три месяца принесли рост продаж по сравнению с прошлым годом — январь, март и июль. Однако повышенный спрос в марте (плюс 4% к марту 2019-го) Томас Штэрцель, сменивший Йорга Шрайбера на посту председателя комитета автопроизводителей АЕБ, связывает с ожиданием падения курса рубля и стремлением покупателей приобрести автомобили до связанного с этим повышения цен.

Цены действительно растут. Хотя большинство автомобилей для российского рынка производятся на российских же предприятиях, часть комплектующих поставляется из-за рубежа, и падение курса рубля приводит к росту себестоимости автомобилей.

При этом, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения России во втором квартале 2020 года упали на 8% в годовом выражении — это рекордное значение с 1999-го. Падение доходов покупателей стало одним из следствий пандемии, и этот спад также оказал и еще окажет влияние на рынок.

Сгладить последствия повышения цен и обеднения покупателей помогает проверенное средство — государственные программы льготного кредитования. Уже в марте они обеспечили заметную долю клиентов, приобретающих автомобили в кредит,— не менее четверти. Затем в рамках мер по поддержке автопроизводителей к изначально запланированным 5 млрд руб. было выделено еще 12,5 млрд руб., и льготные кредиты стали доступными не только тем, кто покупает первый автомобиль, и семьям с несовершеннолетними детьми, но и работникам государственной системы здравоохранения, а также тем, кто сдает в трейд-ин автомобиль старше шести лет. Обновленные программы запустили 1 июня, и они позволяют сэкономить 10% стоимости автомобиля, а в Дальневосточном федеральном округе даже 25%. Специальные условия предлагаются тем, кто покупает первый автомобиль, семьям с детьми, а также работникам здравоохранения. По сравнению с программами прошлых лет увеличен порог стоимости машины — до 1,5 млн руб. Медработникам, правда, сумму ограничили миллионом.

Выделенной суммы должно хватить примерно на 100–150 тыс. автомобилей — ориентировочно от 7% до 10% от общего объема продаж в текущем году. Если считать, что без льготных программ будущие автовладельцы не купили бы новый автомобиль в нынешнем году, прибавка очень значительная. В 2019-м 3 млрд руб. хватило, чтобы помочь приобрести 30,9 тыс. автомобилей.

Также государство выделило средства на закупку автомобилей скорой помощи, почтовых фургонов и других машин, на льготный лизинг, что тоже окажет помощь автопроизводителям.

Пошли на поправку

В июле у дилеров и производителей был почти праздник: продажи выросли почти на 7%. В этом сыграли роль и программы кредитования, и, конечно, отложенный спрос — многие из тех, кто не сумел купить автомобиль весной, реализовали свое намерение летом. Дело дошло до дефицита некоторых моделей. Так, не хватало универсалов Lada Largus, месяц и более надо ждать недавно обновленный кроссовер Hyundai Creta. Эти модели как раз попадают в лимиты по стоимости для льготных программ кредитования. Однако дефицит был заметен не только в массовом сегменте, но и в премиальном, и зачастую покупателям приходилось брать не совсем ту комплектацию, которую они планировали, а более дорогую или, наоборот, подешевле. Возможно, если бы не этот дефицит, возникший из-за весенних остановок заводов в России и мире, объем продаж в июне был бы больше.

Продажи легковых автомобилей в 2020 году по сравнению с 2019 годом*

Бренд Август Январь—август
2020 2019 % 2020 2019 %
Lada 28621 30012 –5 192397 233684 –18
Kia 19818 18531 7 119075 148947 –20
Hyundai 17462 14062 24 95633 115937 –18
VW 11400 8527 34 60196 66626 –10
Renault 10906 12957 –16 74047 89153 –17
Skoda 9001 7007 28 55547 54142 3
Toyota 7132 9122 –22 57675 64991 –11
ГАЗ (ком.) 3856 5293 –27 27296 36392 –25
Nissan 3852 5938 –35 34912 41257 –15
УАЗ 2910 3221 –10 17813 22776 –22
Mitsubishi 2624 3095 –15 16524 25066 –34
Mazda 2098 2812 –25 16441 18841 –13
Lexus 1929 2173 –11 12889 13335 –3
Haval 1730 1177 47 10225 5849 75
Geely 1726 716 141 7563 5538 37
Datsun 1303 1863 –30 10580 14523 –27
Audi 1248 1335 –7 8686 9931 –13
Chery 1124 443 154 4875 3642 34
Ford (ком.) 1112 1237 –10 7247 7267 0
Changan 901 273 230 3788 997 280
Volvo 822 507 62 4112 4921 –16
Porsche 780 515 51 3739 3622 3
Suzuki 773 589 31 4607 3921 17
Subaru 604 695 –13 3359 4606 –27
VW (ком.) 442 649 –32 3209 4742 –32
Peugeot 437 460 –5 2457 2900 –15
FAW 406 175 132 1505 750 101
Land Rover 394 639 –38 3563 5293 –33
Citroen 306 300 2 1892 1999 –5
Jeep 244 126 94 1094 1244 –12
Niva 215 8771
Infiniti 210 313 –33 1027 2459 –58
Honda 150 168 –11 1093 1206 –9
Cadillac 140 78 79 778 581 34
Fiat 126 148 –15 749 753 –1
Lifan 124 261 –52 866 3238 –73
Genesis 108 145 –26 867 1359 –36
Opel 89 202
DFM 85 120 –29 609 1064 –43
Jaguar 78 126 –38 592 1174 –50
Isuzu 76 84 –10 617 523 18
Chevrolet 40 1698 –98 340 14412 –98
Brilliance 30 15 100 109 134 –19
Iveco 29 71 –59 205 260 –21
Zotye 24 61 –61 146 1146 –87
Hyundai (ком.) 16 12 33 130 243 –47
Foton 8 9 –11 40 149 –73
Chrysler 6 5 20 22 35 –37
Ford 2 468 –100 89 16932 –99
HTM 8 38
SsangYong 0 4
Итого 137517 138239 –0 880198 1058602 –17

открыть таблицу в новом окне

Источник: АЕБ.

*Ежемесячные данные АЕБ не включают данных о продажах BMW и Mercedes-Benz Rus в связи с решением штаб-квартир BMW Group и Mercedes-Benz AG изменить периодичность публикации данных о продажах с ежемесячной на ежеквартальную.

«Рост продаж по некоторым брендам мог бы быть еще выше, если бы не отсутствие запасов автомобилей на складах, связанное с прерыванием производства весной. Можно полагать, что в премиальном сегменте рынка динамика продаж еще лучше. На текущий момент рынок характеризуется низкой прогнозируемостью в связи с непредсказуемым развитием ситуации с курсами валют, потенциальных цен, экономических и финансовых последствий, а также новых возможных ограничений, связанных с пандемией, что может сделать дальнейшую государственную поддержку крайне важной для дилеров и производителей»,— прокомментировал результаты июля Томас Штэрцель.

Всплеск продаж, однако, пока оказался именно всплеском, а не подъемом. В августе суммарные продажи вернулись на уровень 2019 года. Хотя, судя по тому, что у многих марок и в этом месяце был заметный прирост, спрос пока не совсем удовлетворен. Например, продажи Volkswagen в этом месяце увеличились на 34%, а Hyundai — на 24%. И даже дефицит некоторых моделей сохраняется. Так, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев отметил, что в спрос на все модели корейского бренда превышает предложение. Он считает, что спрос будет удовлетворен только концу года.

Между тем ожидания роста цен стали воплощаться в реальность, цены начали подниматься. По оценке Росстата, с начала января до начала сентября средние цены на автомобили иностранных брендов выросли почти на 5,7%. С началом осени процесс пошел быстрее: по сообщению агентства «Автостат», 22 из представленных в России 49 марок изменили прайс-листы — конечно, в сторону повышения. Единственная модель, которая подешевела,— китайский кроссовер Foton Sauvana, цена на который снижена на 200 тыс. руб.

Однако в дальнейшем такие скидки маловероятны — дилеры не готовы торговать автомобилями в убыток. Удар пандемии и без того вынудил и дилеров, и автопроизводителей оптимизировать свою работу и выбрать все резервы.

Группа здоровья

За восемь месяцев 2020-го успехом можно считать положительную динамику продаж по сравнению с тем же периодом прошлого года, но этим могут похвастать лишь некоторые производители. По данным АЕБ, в их числе китайские Changan (28%) и FAW (101%), у которых рост связан с эффектом низкой базы — в прошлом году они продали менее чем по тысяче автомобилей. Кто же еще в плюсе?

Заметно прибавил китайский Haval: его продажи в 2020-м превысили 10 тыс. автомобилей — на 75% больше, чем в 2019-м. Компания открыла в прошлом году завод в Тульской области, и это позволяет несколько экономить на издержках. Хороший результат показали уже хорошо известные в России Geely (+37%) и Chery (+34%). Хорошо идут дела у Suzuki: продажи выросли на 17%. Неплохой спрос на Skoda в августе (9001 автомобиль, на 28% больше, чем в августе прошлого года) обеспечил ей прирост по итогам восьми месяцев — плюс 3%. Это самая успешная марка в текущем году в первой десятке — Lada, Kia, Hyundai, Renault и Volkswagen хотя и продали в 2020-м больше автомобилей, чем чешский бренд, пока не достигли своих же уровней прошлого года, и отстают на 10–20%.

Вполне предсказуемы хорошие результаты премиальных и люксовых брендов — обычно эти сегменты неплохо чувствуют себя даже в периоды кризисов. BMW прибавила 17%, Mercedes-Benz — 11%, а Porsche — 3%. Можно поздравить с успехом и Cadillac (+34%).

Заметные успехи в России демонстрировали китайские производители Geely и Haval, продажи которых выросли в несколько раз по сравнению с 2018 годом.

Выписной эпикриз

Несмотря на то что спрос летом вырос, даже при его дальнейшем восстановлении — что маловероятно из-за снижения доходов населения — итогом года будет спад по сравнению с 2019-м. Прогноз АЕБ — 1339 тыс. новых автомобилей, что ниже уровня прошлого года на 23,9%. «Новый прогноз основан на предположении о продолжении государственной поддержки стимулирования покупательского спроса и отсутствии второй волны пандемии»,— поясняет Томас Штэрцель.

Обновлять автомобили не перестанут, но значительная часть потенциальных покупателей новых машин перемещается на рынок подержанных автомобилей. Объем продаж на рынке секонд-хенда, по данным «Автостата», вырос по сравнению с прошлым годом на 10,5% и достиг 554,6 тыс. экземпляров. Правда, и продажи автомобилей с пробегом понесли потери из-за пандемии — ими ведь тоже было довольно сложно торговать в апреле и мае. Поэтому по итогам восьми месяцев 2020 года общий объем продаж автомобилей с пробегом сократился на 5,8%. При этом цены на подержанные автомобили не снижаются, а растут вслед за прайс-листом на новые модели.

Валерий Чусов

Источник