Почему на реализацию проекта постоянно не хватает денег | «Тайрмакс» — грузовые шины и диски
«Тайрмакс» — грузовые шины и диски

Почему на реализацию проекта постоянно не хватает денег

Почему на реализацию проекта постоянно не хватает денег

ЦКАД продолжает дорожать

Один из крупнейших транспортных долгостроев опять подорожал — на возведение ЦКАД потратят еще 20 млрд руб. Около 16 млрд выделит правительство, еще почти пять добавят частные инвесторы, следует из постановления кабинета министров. Таким образом, как указано в документе, общая стоимость трассы, которая пройдет вокруг Москвы, увеличилась до чуть более 340 млрд руб. И это несмотря на то, что ранее Владимир Путин требовал не допустить удорожания проекта. На что пойдут 20 млрд? И не станет ли строительство ЦКАД еще дороже? Разбирался Владислав Викторов.

Фактически ЦКАД начали возводить в 2016 году. Но еще за три года до этого, стоимость проекта оценивалась в 300 млрд руб. В 2018 кольцо уже должны были замкнуть, но к тому моменту лишь отдельные участки построили более чем наполовину. Оказалось, что проектировщики не учли некоторые нюансы, и, если бы ЦКАД построили в том виде, в каком он изначально планировался, то на скоростной трассе не хватило бы развязок, и кое-где возникали бы так называемые «бутылочные горлышки». Как отмечает зампред общественного совета при Минтрансе Московской области Андрей Мухортиков, до сих пор многие проблемы не решены: «Все эти узкие места были понятны еще лет 10 назад. Непонятно, почему их только сейчас начали ликвидировать. Проблемы, которые остаются, — это ряд съездов не строится. На юго-восточном участке общее отставание от графика работ в связи с тем, что подрядчик, который его выиграл изначально, на работу так и не вышел. И там проблемы достаточно серьезные в районе трассы М10, М11. Там еще, как говорится, конь не валялся».

Зато с 2016 года проект подорожал с 300 млрд руб. до 320. Но даже этого, как заявляли в «Автодоре» год назад, не хватит, и просили еще 44 млрд. Тогда Минфин не одобрил, сославшись на требование Владимира Путина не допустить удорожания проекта.

В этом году аудит провела Счетная палата, которая пришла к выводу, что ЦКАДу не хватает примерно 20 млрд руб. на развязки и перенос газопроводов. И теперь правительство одобрило платеж.

Но есть риск, что деньги уйдут в пустоту, продолжает Андрей Мухортиков«Что непонятно, это все-таки пойдут ли эти 15 государственных, пять частных млрд руб. на расшивку “бутылочных горлышек”, которые остались на существующем проекте, или это все пойдет на затыкание кассовых дыр из-за удорожания в рамках существующего спроектированного участка ЦКАД. И если это просто покрытие кассовых разрывов после запуска всего ЦКАД, придется еще деньги искать на их устранение».

Почему на реализацию проекта постоянно не хватает денег

Когда обещали открыть две трети платной трассы вокруг Москвы

Подробно о ходе строительства и расходах на проект зачастую удается узнать только из отчетов Счетной палаты. Поскольку основной заказчик, госкомпания «Автодор», детали не рассказывает. И запрос “Ъ FM” там тоже проигнорировали. Тем не менее, почему же проект опять подорожал? Руководитель общественной организации «Гражданский контроль госзакупок» Дмитрий Доброштан отмечает, что упрекнуть «Автодор» не в чем, поскольку очередное удорожание укладывается в действующие правила: «Если контракт в рамках 44 Федерального закона, это закон о госзакупках, то он не может дорожать изначально более, чем на 10%.

Была сумма 320, она выросла до 340. В принципе оно укладывается — 320 плюс 10%, получается 352 млрд руб. Выше — это уже будет нарушение.

Но теоретически в перспективе проект может еще подорожать. Заказчик представляет все расходы, эти затраты, которые должны быть. И самое главное, он это должен обосновать».

Почему на реализацию проекта постоянно не хватает денег

На какие цели требуются дополнительные средства

В новом постановлении правительства говорится, что объемы финансирования проекта могут быть изменены по итогам госэкспертизы. Но в июне вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял, что стоимость строительства «радикально» не вырастет. Он же обещал, что ЦКАД достроят в следующем году, и, скорее всего, так и будет, считает гендиректор информагентства «Строительство» Александр Гусев: «Хуснуллин — достаточно жесткий человек в принятии решений. Есть надежда, что к 2021 году ее все-таки откроют. Тут главное сейчас, чтобы не получилось, что опять будут просить деньги через год, потому что финал будет близок, а чего-то будет не хватать опять, будет уже не совсем хорошо».

Как отмечают собеседники “Ъ FM”, многие проблемы при строительстве ЦКАД — следствие плохой проработки проекта. Год назад глава «Автодора» Вячеслав Петушенко в беседе с “Ъ”, объяснял это тем, что в 2009-м, когда проектировали магистраль, денег было немного и хватало других приоритетных проектов. Сейчас, правда, ситуация похожая.

В конце июня открылось движение по участку ЦКАД от Можайского до Новорижского шоссе. Его протяженность 23 км. Как сообщал тогда вице-премьер Марат Хуснуллин, участок открыли на шесть месяцев раньше.

Общая протяженность ЦКАД — больше 500 км.

Источник