Обновление городского транспорта в регионах будет долгим и дорогим | «Тайрмакс» — грузовые шины и диски
«Тайрмакс» — грузовые шины и диски

Обновление городского транспорта в регионах будет долгим и дорогим

Обновление городского транспорта в регионах будет долгим и дорогим

В автобусы набились триллионы

Как выяснил “Ъ”, комплексная программа модернизации пассажирского транспорта до 2030 года обойдется в 5,1 трлн руб. В ее рамках планируется обновить 75% автобусов и до 25% парка электротранспорта в 104 городах. Регионы перейдут на регулируемые тарифы и брутто-контракты на перевозку, которые будут частично субсидироваться. Федеральный бюджет может направить на эти цели 750 млрд руб., но распределение этих средств сейчас вызывает активные споры.

“Ъ” ознакомился с параметрами проекта программы модернизации пассажирского транспорта, разработанной Минтрансом совместно с ВЭБ.РФ по поручению президента. До 2030 года она охватит 104 городских агломерации — в них, в частности, будут обновлены 75% автобусов и до 25% парка городского электротранспорта.

Согласно документу, стоимость проездного на 30 суток не будет превышать 7% от среднемесячного душевого дохода в конкретном регионе (2,46 тыс. руб. в среднем по стране, исходя из данных Росстата за 2019 год). Схема оплаты проезда изменится: пассажир будет платить не за вход в салон, а за использование всей системы. Тарифы будут регулируемыми. Маршруты пересмотрят, а перевозчики перейдут на брутто-контракты (с гарантированной платой за перевозку). Какие именно регионы войдут в программу, из документа неясно. В Минтрансе говорят, что отбор пройдет после утверждения программы. Источник “Ъ” рассказывает, что пилотными регионами будут Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Казань, Нижний Новгород, Тверь, Волгоград, Воронеж и Пермь.

Общий бюджет программы до 2030 года составит 5,1 трлн руб., в том числе 2,9 трлн руб. планируется собрать в виде платы за проезд. Еще 1,1 трлн руб. должны найтись в бюджете регионов, 750 млрд руб.— в федеральном бюджете, 370 млрд руб.— внебюджетные инвестиции. В итоге за счет программы бюджеты всех уровней могут получить не менее 1 трлн руб. допдоходов и более 3,3 трлн руб. валовой добавленной стоимости за 25 лет.

Из федерального бюджета 365 млрд руб. пойдет на субсидирование платежей по брутто-контрактам, авансовых платежей по лизингу и платы концедента в рамках концессий, еще 300 млрд руб.— на капитальные гранты для проектов по электротранспорту. Кроме того, 50 млрд руб. пойдут на взносы в уставный капитал ВЭБ.РФ и ГТЛК на выполнение функций «гарантирующего» лизингодателя. ВЭБ также получит 35 млрд руб. на контроль разработки и реализации городских программ и проектное финансирование.

Предполагается, что регионы будут выбирать лизингодателя новой техники на конкурсе, а «гарантирующий лизингодатель» понадобится в городах с низкой инвестиционной привлекательностью — он сможет предлагать льготные условия благодаря полученным госсубсидиям. Но такое привилегированное положение ВЭБ.РФ и ГТЛК не нравится Сбербанку и ВТБ. Регионы в первую очередь будут пытаться получить льготные условия, в том числе откладывая реализацию программ, если льготное финансирование в текущем году закончилось, говорит гендиректор «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров. Чем больше конкуренция на конкурсе, тем выгоднее условия лизинга, подчеркивает гендиректор «ВТБ Лизинга» Дмитрий Ивантер. В компании предлагают использовать только один механизм поддержки — субсидирование договоров лизинга.

В Минтрансе назвали параметры программы актуальными, уточнив, что проект проходит согласование, в частности, с Минфином. В Минфине “Ъ” уточнили, что в процессе проработки также участвует ряд субъектов РФ. В ВЭБе добавляют: параллельно программа обсуждается с крупнейшими банками, участие которых в ней предусмотрено.

Спрос на продукцию отечественного машиностроения в документе оценивается в свыше 50 тыс. штук. В Минтрансе “Ъ” сказали, что ориентировочная потребность в замене парка составляет 2,5 тыс. трамваев, 2,5 тыс. троллейбусов и 33 тыс. автобусов. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева отмечает, что, имея долгосрочный гарантированный заказ, производители смогут инвестировать в совершенствование модельного ряда. Регионы же смогут обновлять парк, ориентируясь не на остаток средств в местном бюджете, а на планы развития маршрутной сети и городской застройки.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что в мире подобные программы традиционно являлись одним из драйверов развития машиностроения. В РФ есть значительный отложенный спрос на городской транспорт: из 417 тыс. автобусов более 40% уже нужно менять, а до 2030 года устареет более 80% текущего парка. Более 57% подвижного состава трамваев старше 25 лет, сказали “Ъ” в ПК «Транспортные системы», при этом более чем на 90% изношена и требует срочной реконструкции инфраструктура наземного городского электрического транспорта: рельсы, контактные сети, дороги, остановки и прочее. В компании говорят, что помимо обеспечения спроса, необходимо мотивировать производителей совершенствовать существующие модели, указывая в условиях проводимых конкурсов на закупку техники новые стандарты и требования к современным транспортным средствам. Вице-президент СТМ (группа «Синара») Юрий Осинцев подчеркивает, что программа нацелена на 104 агломерации, а не города, и, помимо модернизации транспорта в самих городах, предполагает схему оптимального передвижения в города-спутники. В компании ждут роста спроса на низкопольный трамвай. Господин Осинцев подчеркивает, что программу «можно и нужно» реализовывать с применением ГЧП, приводя в пример Петербург, где реализовано первое в стране концессионное соглашение по трамваю, а также говорит, что стратегия долгосрочного сотрудничества обеспечит загрузку мощностей производителей подвижного состава и регулярную модернизацию продукции.

Ольга Никитина, Наталья Скорлыгина, Илья Усов

Источник