Ралли «Швеция 2003» | «Тайрмакс» — грузовые шины и диски
«Тайрмакс» — грузовые шины и диски

Ралли «Швеция 2003»

Каждое ралли мирового сезона имеет свои особенности. Но ралли «Швеция» – уникально. Это единственная настоящая снежная гонка сезона (обледенелый асфальт «Монте» все-таки совсем не то). Вот только в последние годы этому самому Uddeholm Swedish не хватало именно снега

Каждое ралли мирового сезона имеет свои особенности. Но ралли «Швеция» – уникально. Это единственная настоящая снежная гонка сезона (обледенелый асфальт «Монте» все-таки совсем не то). Вот только в последние годы этому самому Uddeholm Swedish не хватало именно снега. В нынешнем году с погодой повезло – незадолго до старта гонки резко похолодало, потом мороз отпустил и установилась практически идеальная для ралли погода. А дороги действительно были снежными и ледовыми.

Шведский этап стал первым в чемпионате серийных автомобилей (PCWRC). Увы, не у всех «серийных» экипажей начало сезона сложилось благополучно. Станислав Хованек был вынужден отказаться от старта из-за тяжелой болезни жены, а канадец Патрик Ришар угодил в ДТП на ознакомлении и вынужден был пригласить шведского штурмана на замену попавшему в больницу партнеру. Пожалуй, наиболее уверенно чувствовали себя пилоты, поддерживаемые Subaru, – японец Тоши Араи и австралиец Петер Бурн (выступающий под своим старым псевдонимом «Опоссум») – семикратный чемпион своего континента, наконец-то «дорвавшийся» до мировой программы.

Нервным выдалось начало сезона и кое у кого из заводских команд. А именно – у Hyundai. Мало того, что из-за неувязок с бюджетом команда практически «пролетела» с зимними тестами, так еще и подтверждение самого факта, что корейский производитель вообще остается в чемпионате, пришло буквально накануне старта. В условиях жестких бюджетов на такой же шаг пошел и Ford – на «заводские» очки был номинирован 22-летний Микко Хирвонен, имеющий «клиентскую» программу на половину сезона.

Конечно, наиболее высоко расценивались шансы Гронхольма и Мякинена. Но как хотелось многим какого-нибудь неожиданного поворота в сюжете ралли, которое ни разу за его историю не выигрывал никто, кроме финнов и шведов. Следующей «волной фаворитов» считались представители молодого поколения. Ставки на Мяртина и Сольберга достигали 20:1. «Группа поддержки» из фан-клуба Сольберга забронировала 220 номеров в и без того переполненных гостиницах Карстада. А эстонский лидер Ford на предстартовой пресс-конференции ушел от ответа на вопрос, сделал бы он ставку на самого себя: «Я не специалист в этом, но постараюсь, чтобы те, кто ставил, не потеряли деньги».

Несмотря на некоторую нервозность из-за остановки «шейкдауна» (группа польских болельщиков слишком активно выражала свои эмоции и находилась в опасной зоне) на полчаса, откатать сколько нужно удалось всем (судьи добавили время). Неожиданно хорошее время показали Тони Гардемайстер (Skoda) и Фредди Лойкс (Hyundai), при этом Фредди заявил: «Было мало тестов, так что я сейчас проехал только восемь раз, но готов хоть все восемнадцать!».

В последние годы в Карлстаде проходит лишь торжественная церемония. Громкая музыка, видеокадры, цветные прожектора и огромный подиум, по которому машины проезжают, чтобы пересечь линию стартовой арки. Не обошлось и без казусов. Сначала на выезд Тони Гардемайстера включили фонограмму, приготовленную для… МакРея. Потом самого Колина комментатор спросил о том, как он расценивает свои шансы в борьбе с братом. «Отлично, – нашелся Колин, – особенно, если учесть, что он здесь не стартует!» Ну а ситуация, когда на «праворульном» Proton Pert малайца Сингха был в качестве основного «действующего лица» представлен сидящий на «водительском» месте штурман, и вовсе повергла всех в дикий восторг. На этом фоне реклама виагры на машине ветерана Стига Бломквиста смотрелась лишь милой шуткой.

Первый же день ралли показал: снежная трасса будет весьма требовательной и не склонной прощать. Дотягивает спецучасток на пробитом колесе Мякинен, четыре (!) раза оказывается на бруствере Сольберг, две минуты «оставляет» по сугробам Ориоль, теряет время в поисках верных настроек Мяртин, выиграв первый «доп», проваливается во второй десяток Лоэб, остальные «Ситроены» чувствуют себя не многим лучше – к концу дня «красных дьяволов» в первой десятке нет вообще. Лишь «вкрапление» на вторую позицию Мякинена предотвращает «раздел» всей лидирующей пятерки между пилотами Peugeot!

Двум спецучасткам первого дня не суждено было завершиться. СУ-2 оказался остановлен из-за аварии Андреаса Эрикссона . Перелетев через крышу, машина ударилась в дерево днищем, и чтобы извлечь травмированного штурмана, спасателям пришлось вырезать дверную секцию каркаса безопасности. А на СУ-5 «затор» устроил Франсуа Дюваль – незадолго до этого поврежденная от удара о пенек подвеска развалилась. Машина перегородила узкий желоб, и практически всей ведущей группе пришлось остановиться. «Если результаты этого спецучастка не аннулируют, можно считать, что гонку я проиграл!» – сокрушался Гронхольм. Но он волновался зря, маршалы приняли единственно правильное решение – сняли спецучасток.

К утру были изменены настройки трансмиссий на машинах Мяртина и поправляющегося от гриппа Сольберга. Пилоты Citroen считали, что причиной их провала накануне была лишь неудачная стартовая позиция – им приходилось разгребать снег, пробивая колею другим. МакРей сразу же показал высокое пятое время на утреннем спецучастке – самом длинном в этом ралли. Впрочем, уже на следующем СУ – сенсация. Опрокинулся, задев бруствер, молодой пилот Peugeot Юосо Пюкалисто, и в его автомобиль почти со всего хода «прилетел» Харри Рованпера. Обошлось, к счастью, без травм, но спецучасток снова пришлось останавливать, а гонка лишилась одного из претендентов на победу.

Накануне последнего круга ралли Гронхольм заявил: «Если не сотворю какую-нибудь глупость, выиграю!» Несмотря на то, что последний день гонки был не очень коротким, отыграть 38 секунд у чемпиона мира вряд ли надеялся даже Мякинен. Да и в Ford уже больше были обеспокоены тем, чтобы Мяртин отстоял свое четвертое место от МакРея, а не догонял идущего третьим Бернса. Последний день ралли начался при нулевой температуре, в достаточно плотном тумане. Снег стал влажным и «тяжелым», и, пожалуй, больше всех был доволен этим Мякинен, даже еще не отчаявшийся нагнать лидера.

На девятом спецучастке Янне Туохино (Ford) пришлось «посостязаться» в скорости… с лосем! К счастью, зверь бежал параллельно движению автомобиля, и молодому финну пришлось только сбросить скорость, чтобы избежать аварии. Но главными героями дня стали все-таки «ситроеновцы». Теперь перед ними была чистая колея, и к концу дня МакРей поднялся до пятого места, а Сайнс и «Себ» закрепились в десятке. Отлично продолжал идти и Тони Гардемайстер – никто не мог ожидать, что его Skoda Octavia будет столь уверенно держаться в первой десятке, особенно на фоне блеклого выступления опытного партнера по команде, Ориоля.

Гронхольм так и не допустил ошибки и к победному финишу прибыл с даже возросшим отрывом в 50 секунд! Однако Мякинен на финише не выглядел расстроенным – в последние годы Subaru в Швеции вообще не везло, и Томми на финише от радости путал финские и английские слова. «Бронза» Бернса оказалась его лучшим результатом здесь за все годы, хотя Ричард так и не нашел настроек, дающих шанс «гоняться» за Гронхольмом. После прошлогоднего конфуза четвертое место Мяртина, да еще и отбитое в нелегкой борьбе с МакРеем, было личной победой. Да и Лоэб, пробравшийся до 8-ой строчки и оставшийся лидером чемпионата, не скрывал радости. Расстроены были лишь Сайнс, Шварц и Лойкс. Испанец и немец просто сказали: «Это был не наш год, но мы вернемся!», а вот «быстрый Фредди» признался: «Я сделал все, что мог, и ехать быстрее уже не было возможности! Жаль уезжать отсюда без очков».

А вот в «серийном» чемпионате этому ралли суждено было завершиться… после финиша. Да, среди всех участников группы N снова по традиции оказались быстрее всех шведы (К. Баклунд – Б. Хольмстранд), но вот среди регулярных участников серии сильнейшими неожиданно (похоже, даже для себя) стали поляки Януш Кулиг – Ярослав Баран. Но послефинишная техкомиссия засомневалась в том, что маховик их Lancer Evo VI действительно ничем не отличается от стандартного. Разобраться на месте не удалось, и злополучная железяка была упакована и отправлена на точную экспертизу в ФИА. Если победу у поляков отберут, то она достанется легендарному шведу Стигу Бломквисту и его уругвайской леди-кодрайверу Ане Гони. Но в любом случае на подиуме останется малайский экипаж Карамжита Сингха и Алена Оха. А ведь для прошлогоднего чемпиона среди «серийных» это была первая гонка на снегу! Жаль, что не удалось добраться до финиша нашему экс-чемпиону Станиславу Грязину. Неплохо стартовав, он отстал из-за технических проблем, а во второй день, в попытке нагнать, вылетел с трассы.